Деяния далекой старины Погребены в безвестности давно. Династий возвышенье или крах — Что мне до них? Не все ли мне равно!
Осилил до конца "Сильмариллион" Толкина, и в процессе неожиданно для себя ощутил жестокое разочарование. Ожидал истории, красотою своей сравнимой с шедеврами поэтов древности, а получил просто средней руки сказочку с претензией на эпичность. "Фермер Джайлс из Хэма" и то был интереснее. Чёрт, это очень жестокий облом(
Думаю, я должен хоть сколько-нибудь развернуто расписать свои претензии, чтобы этот пост не выглядел очередным манифестом подросткового нонконформизма. Я попробую, хотя сейчас мне несколько трудно облекать мысли в слова.
Сильмариллион - это эпическое повествование, в котором рассказывается история целого мира длиной в 10000 лет, а то и больше. Но в этом мире... Ничего не меняется! За десять тысяч лет - ничего, в Средиземье как был сплошной упадок и декаданс, так и остался. Наука, прогресс? "Только не в моей Арде", - уверенно заявляет Профессор.
Я готов бы был, однако, простить автору вечные "тёмные века", если бы только сюжет ну хоть чуточку развивался. Однако, все эти тысячелетия в Арде повторяются одни и те же истории едва ли не одними и теми же словами. Финвэ, Феанор, Тингол, Берен, Исильдур... К концу все слились в одного условного персонажа, который куда-то там идет превозмогать ради добра, света, или, в редких отрадных случаях, женщины. Такого со мной не было, даже когда я читал "Троецарствие", а там и персонажей больше, и запоминать их сложнее.
Кроме того, в Сильмариллионе отвратительная мораль, построенная на лжи и недосказанности. Я сейчас начинаю понимать, почему возникла "Чёрная книга Арды" и добрая половина творчества Перумова. В Сильмариллионе ты хороший и добрый, если во всем следуешь божественной воле и приказам Валаров, а если не следуешь, если противишься заранее прописанному для тебя порядку вещей, то судьба твоя незавидна, и все тебя осуждают. А еще хуже - если кто-то вдруг начнет задавать вопросы. Например, почему люди смертны и почему нельзя в Валинор. Никаких ответов, нет, сэр, смерть - это Дар Илуватара, наслаждайтесь им, несмотря на то, что ничего об этом не знаете. А в Валинор нельзя потому что мы запретили, а запретили мы потому, что боимся вашей зависти, но мы вам об этом не скажем, а то вы обидитесь. И так всю чертову книгу. У сил зла, кстати, всё честнее: вы злые, потому что я очень злой, и заставил вас. А очень злой я потому, что в свое время папа не сказал мне, что нельзя петь не по его нотам.
Особенно же мерзок ужасный илитаризм Толкина. Всё Средиземье делится на нацию господ, к которой относятся эльфы и некоторые избранные люди, и нацию слуг, к которым относятся все остальные. Все великие герои - потомки других великих героев, и чем больше в них геройской крови, тем они героистее. Если у тебя в предках нет пары эльфов и какого-нибудь Берена, то про тебя даже и не вспомнят, что бы ты не делал. Доблесть передается исключительно по наследству, даже не помышляйте ни о каких социальных лифтах.
Ещё Толкин полностью слил описание сил зла - как функционировала их военная машина, где они брали ресурсы, с учетом того, что вечно прозябали на северах и в пустынях, как Моргот с Сауроном вообще собирались победить валаров с учетом их численного и магического превосходства.
А еще Толкин полнотью слил бессмертие эльфов. Хотя у него была отлично продуманная система, где эльфа вообще нельзя убить, потому что он всё равно снова воплотится в Мандосе, это не мешало эльфам, которые прекрасно всё это знали, страшиться смерти и горевать по усопшим. В чем тогда принципиальная разница между ними и людьми? Ведь это должны быть совершенно разные мировоззрения, совершенно разное восприятие окружающей реальности! А этого нет, всё кругом одинаковое.
В общем, Сильмариллион мне не понравился. И пусть половина претензий высосана из пальца, и вообще это всё вкусовщина, я думаю, что эта книга была, безусловно прорывной и революционной для своего времени, но сейчас есть эпическое фэнтези, куда более интересное, чем эта скучная классика.
Думаю, я должен хоть сколько-нибудь развернуто расписать свои претензии, чтобы этот пост не выглядел очередным манифестом подросткового нонконформизма. Я попробую, хотя сейчас мне несколько трудно облекать мысли в слова.
Сильмариллион - это эпическое повествование, в котором рассказывается история целого мира длиной в 10000 лет, а то и больше. Но в этом мире... Ничего не меняется! За десять тысяч лет - ничего, в Средиземье как был сплошной упадок и декаданс, так и остался. Наука, прогресс? "Только не в моей Арде", - уверенно заявляет Профессор.
Я готов бы был, однако, простить автору вечные "тёмные века", если бы только сюжет ну хоть чуточку развивался. Однако, все эти тысячелетия в Арде повторяются одни и те же истории едва ли не одними и теми же словами. Финвэ, Феанор, Тингол, Берен, Исильдур... К концу все слились в одного условного персонажа, который куда-то там идет превозмогать ради добра, света, или, в редких отрадных случаях, женщины. Такого со мной не было, даже когда я читал "Троецарствие", а там и персонажей больше, и запоминать их сложнее.
Кроме того, в Сильмариллионе отвратительная мораль, построенная на лжи и недосказанности. Я сейчас начинаю понимать, почему возникла "Чёрная книга Арды" и добрая половина творчества Перумова. В Сильмариллионе ты хороший и добрый, если во всем следуешь божественной воле и приказам Валаров, а если не следуешь, если противишься заранее прописанному для тебя порядку вещей, то судьба твоя незавидна, и все тебя осуждают. А еще хуже - если кто-то вдруг начнет задавать вопросы. Например, почему люди смертны и почему нельзя в Валинор. Никаких ответов, нет, сэр, смерть - это Дар Илуватара, наслаждайтесь им, несмотря на то, что ничего об этом не знаете. А в Валинор нельзя потому что мы запретили, а запретили мы потому, что боимся вашей зависти, но мы вам об этом не скажем, а то вы обидитесь. И так всю чертову книгу. У сил зла, кстати, всё честнее: вы злые, потому что я очень злой, и заставил вас. А очень злой я потому, что в свое время папа не сказал мне, что нельзя петь не по его нотам.
Особенно же мерзок ужасный илитаризм Толкина. Всё Средиземье делится на нацию господ, к которой относятся эльфы и некоторые избранные люди, и нацию слуг, к которым относятся все остальные. Все великие герои - потомки других великих героев, и чем больше в них геройской крови, тем они героистее. Если у тебя в предках нет пары эльфов и какого-нибудь Берена, то про тебя даже и не вспомнят, что бы ты не делал. Доблесть передается исключительно по наследству, даже не помышляйте ни о каких социальных лифтах.
Ещё Толкин полностью слил описание сил зла - как функционировала их военная машина, где они брали ресурсы, с учетом того, что вечно прозябали на северах и в пустынях, как Моргот с Сауроном вообще собирались победить валаров с учетом их численного и магического превосходства.
А еще Толкин полнотью слил бессмертие эльфов. Хотя у него была отлично продуманная система, где эльфа вообще нельзя убить, потому что он всё равно снова воплотится в Мандосе, это не мешало эльфам, которые прекрасно всё это знали, страшиться смерти и горевать по усопшим. В чем тогда принципиальная разница между ними и людьми? Ведь это должны быть совершенно разные мировоззрения, совершенно разное восприятие окружающей реальности! А этого нет, всё кругом одинаковое.
В общем, Сильмариллион мне не понравился. И пусть половина претензий высосана из пальца, и вообще это всё вкусовщина, я думаю, что эта книга была, безусловно прорывной и революционной для своего времени, но сейчас есть эпическое фэнтези, куда более интересное, чем эта скучная классика.
Ты узрел вдали когал
И укрепив анал
Рагаткай запасясь
И злобна матерясь
Пошол ты ф тот когал,
Йеврееф убивал
Их аццки расчленял
И хупы удалял
Кровавым был пахот
Раввин уж пейсы рвёт
Но грозный Сотона
Как ваплащенье зла
Огонь в жыдских домах
Исроэль чуйэт страх
Рагатки Сотоны
Страшацца фсё...
Бигут жеды-ы-ы-ы!
Туды-сюды-ы-ы!
Аццкий Сотона устроив Холокост
Аткрыл йеврейский внофь вапрос
РГХХХ!!!!!
И прикрасный деман
Ат пакинул горда
Никаво с сабою нипазвав
Уничтожил он кагал
Рагаткай чорной
Синагогу и ульпан взарвав!
РРРГГГГХХХААА!!!!
Аццки свиркает
Рагатка Сотоны
Жеды убигают -
Ани абричины!
Аццки пылает
Йевреевский кагал
Раввин прокленает,
Но мочит Сотона!
Но мочит Сотона!!!! ГГРРРР!!!
Нет у мира злей врага
Чем с пейсами карга
В ульпане что сидит
И кипу теребит
Из ада вдруг васстав
Товарищ Сотона
Побрил тухес им всем
Помог он миру тем
Он вырвался ис тьмы
Егой же славим мы
Малитвам нашим внял -
Жедоф искаренял
Ну как же ни спишить?
Йеврей же может жить
Повсюду и везде
Спасенья нет нигде
ВЖЖЖ!!! АБНИМЕМСЯ!!!! ЙОЖ ПРОСРАН!!!! ГГГГРРРРРГГГХХХХ!!!
Бигут жеды-ы-ы-ы!
Туды-сюды-ы-ы!
Аццкий Сотона устроив Холокост
Аткрыл йеврейский внофь вапрос
РГХХХ!!!!!
И прикрасный деман
Ат пакинул горда
Никаво с сабою нипазвав
Уничтожил он кагал
Рагаткай чорной
Синагогу и ульпан взарвав!
РРРГГГГХХХААА!!!!
Аццки свиркает
Рагатка Сотоны
Жеды убигают -
Ани абричины!
Аццки пылает
Йевреевский кагал
Раввин прокленает,
Но мочит Сотона!
Но мочит Сотона!!!! ГГРРРР!!!
Зочем тебе рагатка,
Каль нету в ней камней
На "аццких" смотрит косо
Паверженый йеврей
Абыно без йевреев
Их нихватает на-а-а-а-ам!....
Жедоф рагаткай чо-о-рнай
Зохвавал Сотона!!!
Зохавал Сотона-а-а-а-а-а-а!!! РРРГГГХХХ!!!!
Ляо Чжай, я Сильм дропнул, не дочитав до середины, но мнение твоё разделяю полностью
1. Сильм - это эпос, написанный ЭЛЬФАМИ. А они, по причине таки фактического бессмертия, в определённом смысле законсервированы внутри себя. В мире людей и прочих всё развивалось, куда-то шло - но эльфы от этого часто намеренно дистанцировались, у них как-то получается, что развитие технологий и прочего - это Искажение Арды. Да, эльфам было бы лучше всего, чтобы все дни как один, пыриться на неизменные звёзды и никаких врагов.
2. Эльфы так-то бессмертны, НО: многие из них, сильмовских - попали под проклятие вслед за дядькой Феанором и, подозреваю, знают, что после смерти их не очень ласково примут в Валиноре. Кое-кого вообще из Мандоса не выпустят. А кого выпустят - встретить ТАМ всех, кого ты или твоя родня резала в Алькалонде, кого из-за тебя или из-за твоего торможения или бездействия уже в Арде поперебили... Так что умирать я бы лично не хотела в такой ситуации. Во-вторых, эльфы любят тот мир, в котором живут, и тесно с ним связаны. Отсюда они чувствуют всякие нехорошести, творящиеся в мире - как человек чувствует свои болячки. А уход из мира, пусть и в другой, более красивый - это разрыв пусть с не очень здоровой, но своей родной сущностью. Без шанса возврата. Это как твоя любимая бабушка болеет - а ты бросил её в пустой квартире и уехал на море на пмж.
Кстати, и однозначность оценок всего и вся в Сильме - опять таки из-за взгляда "глазами эльфа". Такие вот они, эльфы - однозначные.
Сразу оговорюсь: это всё моя имха и на академичность не претендует.
А ваще я осилил да. Еще в те времена, когда себя не относил ни к каким ролевикам. Но пресвятые котики, каких усилий это стоило. Нуднее был только учебник по гражданскому праву
Но в этом мире... Ничего не меняется! За десять тысяч лет - ничего, в Средиземье как был сплошной упадок и декаданс, так и остался. Потому что эта книга сугубо об эльфах. Если там и появляются люди, то судьба их тесно переплетена с эльфами. А эльфы такие, да. У них 100 лет - что месяц. И это весьма консервативные чуваки, которые до последнего прокрастинируют. Что вполне себе конкретно написано в конце ВК.
Особенно же мерзок ужасный илитаризм Толкина. Всё Средиземье делится на нацию господ, к которой относятся эльфы и некоторые избранные люди, и нацию слуг, к которым относятся все остальные. Про илитаризм Токиена есть отдельные научные работы, кстати XD Но суть в том, что задумка была именно такой, рассказать про Высших эльфов и связанные с ними дела. Было бы странно о простых кузнецах/земледельцах услышать.
как Моргот с Сауроном вообще собирались победить валаров с учетом их численного и магического превосходства. Насколько я помню, речи о валарах не было. Те не собирались вмешиваться в дела Арды, потому что Илуватар запретил, а они послушные детки. Моргот нацелился сугубо на эльфов.
Хотя у него была отлично продуманная система, где эльфа вообще нельзя убить, потому что он всё равно снова воплотится в Мандосе, это не мешало эльфам, которые прекрасно всё это знали, страшиться смерти и горевать по усопшим. В чем тогда принципиальная разница между ними и людьми? Видимо, ты не уловил основной сути этого процесса. ) Эльфы горевали, потому что им придется расстаться с родными на хрен его знает сколько лет с учетом бессмертия. А не хотели помирать, потому что из чертогов Мандоса выхода нет. Это все равно как попасть в тюрьму с пожизненным. Так что еще неизвестно, кому круче - эльфам или людям. Плюс в чертогах Мандоса даже не ты сам, а скорее эгрегор, так что если и раньше ты был аморфным эльфом, то теперь тем более аморфен. Именно поэтому - как противопоставление - пламенный дух Феанора сгорел, а не отправился в чертоги Мандоса плесневеть. Феанор, в принципе, на эльфа был не очень похож, и это тру
я думаю, что эта книга была, безусловно прорывной и революционной для своего времени, но сейчас есть эпическое фэнтези, куда более интересное, чем эта скучная классика. Конечно ) И миры научились делать богаче, и воины эпичнее. Люди вообще изменчивые создания, в отличие от эльфов ) Поэтому, в общем, глупо сравнивать классиков любой литературы с современными авторами. Например, Апулея можно читать для ознакомления, он бестесслеры писал для своего времени, но вряд ли спустя столько веков он будет чьим-то любимым автором )))
Вот кстати - Сильм - ни разу не фэнтези. Даже не пахнет. Это эпос чистой воды. Причём не "от а до ю", а отрывочный: кусочек о том, кусочек о сём... Это как малознакомый с индийской культурой человек начнёт читать издранные куски из Махабхараты - тоже будет читать сложно, непонятно и не очень интересно. Зато когда кроме этого перечитаешь массу дополнительных материалов, всяких там апокрифов, исследований о менталитете и прочем - станет и понятно, и интересно.
2. Вот все эти проклятия, кровавые клятвы и стяжательство - это то, чего по идее, у блаженных внеземных эльфов быть не должно, не?
Golden Sphinx, не знаю насчет "Библии" и "Махабхараты", но вот у эпоса о Гильгамеше есть одно неоспоримоен преимущество: его интересно читать. Ну, во всяком случае, маленькому мне было интересно. Гильгамеш постоянно куда-то стремился, кого-то превозмогал, совершал всякие подвиги и творил историю. В "Сильмариллионе", конечно, это всё тоже есть, но воспринимается, как кукольный театр им. товарища Илуватара.
*Фармазон*, значит, мне скучно читать про эльфов. Увы.)
Есть замечательная фраза, нежно любимая многими ролевыми эльфами: "Мы не добрые, мы - светлые!" Не надо толкиновских эльфов видеть ангелами с крылышками, они не такие.
Про эпос о Гильгамеше - ты его в оригинале читал? Многое же на переводчика завязано, на то, переложение это для детей или для взрослых... Я вот "1000 и 1 ночь" до конца не осилила - ту, которая во взрослом варианте.
А вообще - можно смело признать, что Сильм - это не твоё, и успокоиться. Может, он тебя лет через 20 вштырит?.. Всякое бывает.
А ну, сорри, ты вообще человек-исключение ) Таких любителей классики мало )
Никакого прогресса, потому что: во-первых, эльфы Средиземья радостно охотились на гномов, не видя в них разумных существ, отсюда на самом деле растут многие терки эльфов с гномами; во-вторых, большая часть эльфов высокодуховна в негативном значении, упарывается высшими материями и искусством; в-третьих, нолдор сидели за океаном. Не, ну правда, самые башковитые эльфы, которым всегда больше всех надо, сидели в Валиноре. Тут еще такой момент, пока Мелькор не пнул, они не полетели. Обработка металлов и изготовление оружия — это все с его подачи. А когда нолдор пришли в Средиземье, никто им там не радовался по понятным причинам. Всю свою средиземскую историю они стремились окуклиться. А до них оплотом цивилизации был только Дориат, а там больше магия была в почете. Оно и понятно. А еще эльфы живут долго, очень долго, они просто не созрели для чудес инженерной мысли.
Когда Мелькор задумывал прибрать Арду к рукам, магическое и численное превосходство было на его стороне. Кстати, если прикинуть отношение светлых цивилизованных территорий к остальным, светлые окажутся в пролёте.
Подозреваю, что людей не пускали в Валинор, потому что они «заражены» и потому что до валар доперла вся порочность подобной практики еще на фейле с нолдор.
Кто из Мандоса возвращался? Никто. Еще у меня сложилось впечатление, что страх смерти — это всего искажения. В идеальной Арде смерти бы просто не было или выходили бы из Мандоса, отряхнувшись.
А с чего у тебя сложилось мнение, что эльфы — ангелы с крылышками?
А вообще большая часть историй Сильма — черновики.
Отправлено из приложения Diary.ru для Android