Осилил до конца "Сильмариллион" Толкина, и в процессе неожиданно для себя ощутил жестокое разочарование. Ожидал истории, красотою своей сравнимой с шедеврами поэтов древности, а получил просто средней руки сказочку с претензией на эпичность. "Фермер Джайлс из Хэма" и то был интереснее. Чёрт, это очень жестокий облом(
Думаю, я должен хоть сколько-нибудь развернуто расписать свои претензии, чтобы этот пост не выглядел очередным манифестом подросткового нонконформизма. Я попробую, хотя сейчас мне несколько трудно облекать мысли в слова.

Сильмариллион - это эпическое повествование, в котором рассказывается история целого мира длиной в 10000 лет, а то и больше. Но в этом мире... Ничего не меняется! За десять тысяч лет - ничего, в Средиземье как был сплошной упадок и декаданс, так и остался. Наука, прогресс? "Только не в моей Арде", - уверенно заявляет Профессор.
Я готов бы был, однако, простить автору вечные "тёмные века", если бы только сюжет ну хоть чуточку развивался. Однако, все эти тысячелетия в Арде повторяются одни и те же истории едва ли не одними и теми же словами. Финвэ, Феанор, Тингол, Берен, Исильдур... К концу все слились в одного условного персонажа, который куда-то там идет превозмогать ради добра, света, или, в редких отрадных случаях, женщины. Такого со мной не было, даже когда я читал "Троецарствие", а там и персонажей больше, и запоминать их сложнее.
Кроме того, в Сильмариллионе отвратительная мораль, построенная на лжи и недосказанности. Я сейчас начинаю понимать, почему возникла "Чёрная книга Арды" и добрая половина творчества Перумова. В Сильмариллионе ты хороший и добрый, если во всем следуешь божественной воле и приказам Валаров, а если не следуешь, если противишься заранее прописанному для тебя порядку вещей, то судьба твоя незавидна, и все тебя осуждают. А еще хуже - если кто-то вдруг начнет задавать вопросы. Например, почему люди смертны и почему нельзя в Валинор. Никаких ответов, нет, сэр, смерть - это Дар Илуватара, наслаждайтесь им, несмотря на то, что ничего об этом не знаете. А в Валинор нельзя потому что мы запретили, а запретили мы потому, что боимся вашей зависти, но мы вам об этом не скажем, а то вы обидитесь. И так всю чертову книгу. У сил зла, кстати, всё честнее: вы злые, потому что я очень злой, и заставил вас. А очень злой я потому, что в свое время папа не сказал мне, что нельзя петь не по его нотам.
Особенно же мерзок ужасный илитаризм Толкина. Всё Средиземье делится на нацию господ, к которой относятся эльфы и некоторые избранные люди, и нацию слуг, к которым относятся все остальные. Все великие герои - потомки других великих героев, и чем больше в них геройской крови, тем они героистее. Если у тебя в предках нет пары эльфов и какого-нибудь Берена, то про тебя даже и не вспомнят, что бы ты не делал. Доблесть передается исключительно по наследству, даже не помышляйте ни о каких социальных лифтах.
Ещё Толкин полностью слил описание сил зла - как функционировала их военная машина, где они брали ресурсы, с учетом того, что вечно прозябали на северах и в пустынях, как Моргот с Сауроном вообще собирались победить валаров с учетом их численного и магического превосходства.
А еще Толкин полнотью слил бессмертие эльфов. Хотя у него была отлично продуманная система, где эльфа вообще нельзя убить, потому что он всё равно снова воплотится в Мандосе, это не мешало эльфам, которые прекрасно всё это знали, страшиться смерти и горевать по усопшим. В чем тогда принципиальная разница между ними и людьми? Ведь это должны быть совершенно разные мировоззрения, совершенно разное восприятие окружающей реальности! А этого нет, всё кругом одинаковое.

В общем, Сильмариллион мне не понравился. И пусть половина претензий высосана из пальца, и вообще это всё вкусовщина, я думаю, что эта книга была, безусловно прорывной и революционной для своего времени, но сейчас есть эпическое фэнтези, куда более интересное, чем эта скучная классика.