Ляо Чжай
Деяния далекой старины Погребены в безвестности давно. Династий возвышенье или крах — Что мне до них? Не все ли мне равно!
Семинар прошел в рамках фестиваля "В Старом Замке", и был посвящен тому, как сделать правила и модели науки на ролевых играх соответствующими самому понятию "наука" и принципам научной работы.

Вот основные моменты, которые мы обсуждали:

1. Наука – что это?

Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Кроме того, под наукой также понимают систему знаний, полученных в результате этой деятельности, и составляющих научную картину мира.
Задача науки – построение причинно-следственных связей с целью прогнозирования процессов и явлений.

2. Наука и РИ.

Наука моделируется на многих играх, частично отражая (иногда с элементами фантастических допущений) науку реальную.
Зачем нужна наука на игре – главный вопрос, на который мастера должны ответить сами себе, прежде чем вообще пытаться её как-то моделировать.
Наука может:
- быть вектором развития сюжета, если он главным образом построен вокруг исследований. Пример – игра про поиск лекарства от инфекционной болезни
- обеспечить функциональную составляющую персонажей («Сталкер»)
- стать интересной и весёлой побочной линией сюжета («Ночь ходячих мертвецов»)
- стать каналом для ввода внутриигровой информации или ресурсов
- стать основой ролевого конфликта

3. Что требуется от ролевой модели науки?

- научность (строгое соответствие принципам научного познания, научному методу)
- универсальность (модель должна быть доступна каждому игроку, в том числе и тому, кто по жизни не является специалистом в исследуемой области)
- автономность (насколько возможно, меньшая необходимость прямого непосредственного участия мастера по науке)
- экономичность
- масштаб модели должен соответствовать времени, отведенному на игру.

4. Основные принципы научного познания и их отображение в ролевой модели

Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания:
- принцип детерминизма
- принцип соответствия
- принцип дополнительности


Принцип детерминизма предполагает наличие связи явлений и процессов, когда одно явление или процесс (причина) при определенных условиях непременно порождает другое явление или процесс (следствие).
В ролевой модели этот принцип обязательно должен найти отражение. Определенное действие (обозначим его А) при определенных условиях (обозначим их Б) должно приводить к определенному результату (обозначим его В)
При этом, если изменить действие А или условия Б, то и результат также станет иным (при этом следует помнить, что отсутствие результата – тоже результат)

Также важно отметить, что мастер по науке не вправе ответить игроку «вы получили такой результат, потому что я так сказал». В таком случае он моментально превращается в наделенного божественной властью мастера по эзотерике. Мастер по науке должен уметь объяснить, почему действия игроков привели к тому или иному результату. В этом, собственно, и заключается суть построения хорошей научной модели.

Принцип соответствия предполагает, что теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории.
Этот принцип наименее применим к ролевому моделированию науки, потому что, строго говоря, практически невозможно построить стройную научную теорию с должной доказательной базой прямо на игре (в реальной жизни на это уходят десятилетия сбора и статистического анализа данных от сотен и тысяч экспериментов).
Однако, здесь следует отметить, что ролевая модель науки будет более понятной, более стройной, более логичной и, соответственно, более интересной, если будет содержать в себе элементы реально существующей науки.

Принцип дополнительности, он же принцип «без субъекта нет объекта» возник на рубеже 19 и 20 веков, когда новые открытия в физике показали, что исследователь, изучая объект, вносит в него (в том числе и посредством применяемых приборов) определенные изменения.
Важно следующее:
- включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания — им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;
- взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область.
Почему это важно для моделирования науки в ролевой игре? Потому что модель не должна быть неким абстрактным способом получения знания, при составлении правил обязательно нужно учитывать, что ими будут пользоваться игроки. И эти игроки должны суметь воспользоваться нашими правилами.
Кроме того, на игре может быть несколько научных групп, и они могут подойти к одной и той же задаче с разных сторон, но в рамках правил. Соответственно, полученные результаты могут различаться в деталях. Модель должна это учитывать, и не провозглашать автоматически один результат истинным, а другой – ложным.

Следует всегда помнить, что целью любой научной деятельности, в том числе и ролевой, является получение нового научного знания. Это знание соотносится:
- с объективной (или игровой) реальностью – принцип детерминизма.
- с предшествующей (или реальной) системной научного знания – принцип соответствия
- с познающим субъектом (игроком) – принцип дополнительности.

5. Основы научного метода и их проекция на ролевую реальность
Научный метод - совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Соответственно, в ролевой игре научный метод – это те самые способы и приемы ведения научной деятельности, которые мы заложили в нашу модель.
Вне зависимости от типа научно-познавательной деятельности, в основе любого научного метода лежат три основополагающих принципа - объективность, систематичность и воспроизводимость.
- Объективность подразумевает отчуждение субъекта познания от его объекта, то есть исследователь не позволяет субъективным представлениям влиять на процесс научного познания.
- Систематичность подразумевает упорядоченность научно-познавательной деятельности, то есть процесс научного познания выполняется системным, упорядоченным образом.
- Воспроизводимость подразумевает, что все этапы и фазы процесса научного познания можно повторить (воспроизвести) под руководством других исследователей, получив сходные, непротиворечивые результаты, и тем самым проверив их достоверность. Если результаты не воспроизводятся, то они ненадежны и, следовательно, не могут считаться достоверными.
- фальсифицируемость (т.н. критерий Поппера) – научной считается только та теория, которая может быть экспериментально опровергнута.
Модель науки на игре обязательно должна опираться на эти принципы, в противном случае это будет всё, что угодно, но только не наука.

Результат эксперимента, проведенного на игре, не должен зависеть ни от мнения игроков, ни от мнения мастера.
Игроки обязательно должны фиксировать результаты своей научной работы, чтобы мастера-научники могли уложить эти данные в общую систему. Так как вести записи на игре зачастую бывает неудобно, хорошим решением будет заготовить заранее бланки для записи результатов научной работы
Разные научные группы на игре должны иметь возможность воспроизвести результаты друг друга. Принцип детерминизма при этом должен строго соблюдаться.
Модель науки должна допускать не только возможность доказательства, но и возможность опровержения выдвинутой гипотезы.

6. Важные мелочи
- научная деятельность, особенно современная, всегда опирается на более ранние работы. Так что логичным шагом будет выдать игрокам стартовый набор доказанных фактов и несколько начальных гипотез.
- любые правила по науке требуют хорошей обратной связи с мастерской группой. Обратную связь в условиях полигона обеспечить бывает сложно. Именно поэтому важно на уровне правил минимизировать участие мастеров по науке в работе модели.
- построение супероружия – не задача учёных. Это задача инженеров. Задача учёных – поиск закономерностей, при помощи которых инженеры будут работать.
- до игры обязательно нужно работать с игроками, чтобы они тоже усвоили все вышеперечисленные принципы. В то же время, желательно, чтобы модель работала даже в том случае, если этого не произойдёт.

@темы: Житие эльфов в средней полосе России, Размышления и суждения